Нойз-рок (англ. Noise rock) — музыкальный жанр, возникший в 1980-е годы, как экспериментальное ответвление панк-рока. Нойз-рок образовался в результате смешивания панк-рока с характерными для раннего индастриала и нойза атональным шумом и нетрадиционным строением песен. Примером нойз-рока могут послужить ранние альбомы Sonic Youth.
Истоки
Раннее влияние на жанр оказали The Velvet Underground и The Stooges, эксперименты Дэвида Боуи и Captain Beefheart, фри-джаз Орнетта Коулмана и композиторы 20-го века Арнольд Шёнберг, Карлхайнц Штокхаузен и Джон Кейдж. Символом нойз-рока является группа Sonic Youth, которая сделала популярным своё звучание в конце 1980-х, во времена альтернативного рока. Главной особенностью звучания является то, что большая часть шума в нойз-роке исходит из обратной связи, создаваемой электрической гитарой и усилителем.
No Wave порождает Нойз-рок
В ответ на New Wave, No Wave музыканты начали избегать мелодичных приемов и куплето-припевочную структуру традиционной поп музыки, взамен используя примитивные блюзовые ритмы, или же чистую импровизацию. Teenage Jesus And The Jerks, DNA и Mars принимали участие в известной компиляции 1978 года No New York, записанной Brian’ом Eno. Другой ключевой фигурой этого периода был Glenn Branca из No Wave группы Theoretical Girls. Его композиции, состоящие из баса, ударных и нескольких гитар, ревербируя, создавали мрачные атональные звуки. Два гитариста из Sonic Youth, Lee Ranaldo и Thurston Moore, играли для Branca в 1980-х.
Ранние годы
В 1981 году Торстон Мур и басистка Kim Gordon основали группу Sonic Youth. Их раннее звучание было чистым нойз-роком. После принятия в группу барабанщика Steve Shelley в 1985 году, группа стала использовать более свойственные року структуру, сохраняя, при этом, своё оригинальное звучание. В 1982 году образовалась другая нью-йоркская группа Swans. Еще одной ключевой фигурой на нойз-рок сцене стала чикагская группа Big Black, возглавляемая певцом и гитаристом Стивом Альбини.
Меньше нойза, больше рока
В конце 1980-х, большая часть нойз-рок музыкантов сконцентрировалась на более связных музыкальных структурах и мелодичности звучания, оставаясь, при том, вне мейнстрима. Появилось много новый нойз рок групп, включая японцев Boredoms, Scratch Acid из Остина, The Cows из Миннеаполиса. Также появился суб-жанр нойз-рока - Scuzz Rock, представленный Butthole Surfers. Pussy Galore смешивали нойз-рок с гаражным панк-роком. Sonic Youth изменили звучание на более коммерческое в своём альбоме 1990 года Goo. В Swans добавился женский вокал а 1986 году и их звучание стало значительно мягче. Big Black не стали смягчать звучание и распались сразу после своего, оказывшего сильное влияние на жанр, альбома 1987 года Songs About Fucking.
Коммерческий успех и упадок
Нойз-рок расцвел в эпоху альтернативного рока 1990-х годов. Такие группы как Nirvana и Smashing Pumpkins привнесли нойз в мейнстрим. Sonic Youth записывались на мейджор лейбле, и стали популярны как никогда. Из пепла Scratch Acid образовалась группа The Jesus Lizard, поставив новую планку качества в жанре. Японцы Melt-Banana сохраняли нойз роковые традиции, благодаря гитаристу Agata Ichirou. Даже скандальные Butthole Surfers нашли коммерческий успех в 1990-х. Swans распались в 1997, но Gira и Jarboe продолжали писать музыку.
Современность В 2000-х нойз-рок продолжил свое развитие. Нью-йоркские Liars продолжили направление, созданное группами No Wave. Японцы Boris замедлили нойз рок до стиля, названного Drone. Xiu Xiu смешали нойз рок с инди попом. А Deerhoof из Сан-Франциско, основанные в 1990 году, стали популярны в 2000-х
Кто слушает? Как вам такая музыка?
_________________ To be, or not to be: that is the question. (William Shakespeare - Hamlet) Memento mori! Perfice te! Malum nullum est sine alique bono
|